Добавление новости

#######* ##* ##* *## ######### ########* ##* ##* *## ######### ###***### ##* ##* *## ###****** ##* *## ##* *## ##* ##* *## ##* *## ##* ##* *## ##* *## ##* ### *## ##* *## ##* ##* *### ##* *## ##* ###**## ##* *## ##* ########* ##* *## ##* ####*## ######### #######* #######* ####### ##* ####*## ######### #######* ###**** ####### ##* ####### ###***### ###**** ##* ####### *##* ##*#### ##* *## ##* ##* ####### *###* ##*#### ##* *## ##* ##* ###*### ###* ##**### ##* *## ###****** ##* ### ### ##* ##* ### ##* *## ######### ##* ##* *## ##* *## ##* *## #########
Рекламный баннер 970x250px 970na250

Собрать раздельно. Проблемы и успехи экологической реформы

2020-04-30

Реформа обращения твердых коммунальных расходов стартовала в начале 2019 года. Одним из центральных мероприятий в этой реформе стал раздельный сбор ТКО со стороны граждан, однако пока массового признания у россиян данный механизм так и не получил. В чем причины этого и как стимулировать население к раздельному сбору, АиФ.ru рассказали советник губернатора Московской области, руководитель направления «Экология» ОНФ Александр Коган, президент Ассоциации «Чистая страна» Руслан Губайдуллин и руководитель международной части проекта «Экология России» Евгений Русак.

АиФ.ru, Николай Терещенко: Александр Борисович, у вас огромный опыт по внедрению раздельного сбора мусора в Московской области. Скажите, пожалуйста, почему сейчас повсеместно внедряется раздельный сбор в виде механизма двух контейнеров — серого и синего? Почему не использовать советский опыт, когда были отдельные пункты приёма макулатуры, металлолома, стеклотары? Всё же ведь работало и весьма неплохо.

Александр Коган: Организовать сегодня в России пункты приема макулатуры, металлолома, стеклотары, как в Советском Союзе, несложно, но нужно понимать, что в то время и экономические отношения, и сознание людей были другими.

Например, технология изготовления стеклянной бутылки была достаточно сложной и дорогой. Проще было выкупить тару обратно, чем изготовить новую. И сами бутылки были однотипными.

Сегодня технологии шагнули далеко вперед, и производство новой бутылки стоит в разы дешевле, чем расходы на сбор, транспортировку, очистку использованной тары по сравнению с советской системой.

Сегодня в переработку отправляется битое стекло, тонна которого (примерно 6 тысяч бутылок) стоит 4 тысячи рублей. Если отнять из этой суммы производственные затраты, то мы получим стоимость приёмки одной бутылки — примерно 40 копеек.

Для сравнения: в советское время за сдачу одной стеклянной бутылки можно было получить примерно 20 копеек и купить на эти деньги буханку хлеба, которая стоила 15 копеек. Исходя из наших расчетов, сегодня для покупки одной буханки хлеба стоимостью 30 рублей необходимо сдать 75 бутылок. Разве это кого-то заинтересует? Уверен, что нет.

Стимулировать людей к сдаче использованной тары можно только в том случае, если экономическая выгода (даже совсем небольшая), будет покрывать затрачиваемые ресурсы, в том числе временные.

Как этого можно достичь? Установить в магазинах около дома фандоматы. Это будет удобно для жителей: пошёл в магазин — захватил использованную тару. Возвращаешь собственные деньги, не тратя при этом своё время, очень удобно.

Решить вопрос с установкой фандоматов в магазинах можно, если делать это за счёт производителей товаров и упаковки в рамках РОП. Таким образом они смогут собирать использованную упаковку и утратившие потребительские свойства товары и направлять их на утилизацию, тем самым исполняя свою обязанность по достижению нормативов утилизации.

— То есть система серых и синих контейнеров сейчас наиболее актуальна?

— Система серых и синих контейнеров не родилась сама по себе.

Мы проанализировали опыт многих стран, которые уже далеко продвинулись в организации системы обращения с отходами и в бережном отношении к природе.

На основе изученного опыта мы приняли решение в пользу двухконтейнерной системы организации раздельного сбора отходов. Во-первых, благодаря новым технологиям автоматизированной сортировки мусора эта система показывает себя как достаточно эффективная. Во-вторых, она экономически выгодная по сравнению, например, с 4-5 контейнерной системой. Ведь если соблюдать все стандарты, за каждым контейнером должна приезжать отдельная машина, а содержать такой автопарк достаточно дорого. Кроме того, это сложно с точки зрения логистики.

Двухконтейнерная система позволяет избежать лишних затрат на содержание автопарка, закупку контейнеров и т. п. А автоматизированная система сортировки мусора позволяет извлечь из отходов минимум 20% ценных фракций.

Но и здесь есть одно большое «НО»! При выбранной системе сортировки ТКО очень важно соблюдать правила — в синий контейнер должен попадать только «чистый» или «сухой» мусор — без примеси органики. В противном случае качество сортировки снижается в три раза, что напрямую влияет на эффективность использования существующих производственных мощностей и выполнение поставленных целей.

Стоит отметить, что двухконтейнерная система — это минимальный установленный стандарт для организации системы раздельного сбора отходов. Если регион понимает, что у него есть финансовые возможности и люди готовы разделять на большее количество фракций — мы это поддерживаем.

Например, в Московской области есть несколько муниципалитетов, которые устанавливают больше двух контейнеров.

— Сколько сейчас регионов или, может быть, районов и конкретных муниципалитетов реально перешли на раздельный сбор? Так, чтобы их можно было ставить в пример. И что мешает увеличению количества таких регионов?

— 21 субъект РФ действительно занимается раздельным сбором отходов. Но 100% покрытия территорий по раздельному сбору отходов нет ни в одном регионе России. Но даже в этом случае уже можно выделить регионы-лидеры.

Например, в этом году Москва очень активно приступила к раздельному сбору мусора. В городе устанавливаются серые и синие контейнеры. Но вот насколько эффективно будет работать эта система в столице, сможем сказать во втором полугодии.

Кроме того, есть регионы-лидеры по количеству контейнерных площадок. Наибольшее количество их в:

Московской области — 6,6 тыс. (31% от общего количества);Татарстане — 1,8 тыс. (23%);Новосибирской области — 2,1 тыс. (13%);Оренбургской области — 0,8 тыс. (18%);Ярославской области — 0,6 тыс. (13%);Удмуртии — 0,55 тыс. (13%). (данные 2019 года)

Мониторинг ОНФ выявил ещё одну проблему — нехватка контейнерных площадок и их неудовлетворительное состояние.

По данным ППК РЭО, в России есть потребность в установке 750 тыс. контейнеров.

Брянская, Курганская, Мурманская, Омская, Пензенская, Самарская области, Забайкальский и Приморский края — регионы, в которых самое маленькое количество контейнерных площадок на душу населения.

Отчасти поэтому существуют проблемы с чистотой на контейнерных площадках. Как показывает опрос населения и мониторинг ОНФ в 46 регионах, в 70% случаях контейнерные площадки находятся в неудовлетворительном состоянии. Они даже не соответствуют региональным требованиями и нормам.

Кроме того, в регионах в тарифах не предусмотрены средства на замену контейнерных площадок, нет региональных профильных госпрограмм. А деньги, которые были выделены субъектам в прошлом году, оказались почему-то не востребованы. Хотя ОНФ точно уверен, что потребность в субсидиях из бюджета есть, поэтому надо сделать так, чтобы деньги на обустройство контейнерных площадок и замену контейнеров в этом году дошли до регионов.

— Вы сказали, что поддерживаете также систему фандоматов. И такие примеры уже есть. РТ-инвест, например, скоро в Казани обещает установить их несколько тысяч, пилотные аппараты в школах уже стоят. Однако, РТ-инвест — это оператор ТКО, а не производитель. Продвигать этот опыт на всю Россию?

— Этот опыт нужно распространять на всю Россию, и делать это нужно, на мой взгляд, за счет производителей продукции, потому что их ответственность сегодня уже предусмотрена на законодательном уровне — либо экологический сбор, либо развитие инфраструктуры по переработке пластиковой упаковки в рамках расширенной ответственности производителя.

Такие фандоматы обязательно должны стоять в общедоступных местах. Люди должны знать, куда можно дойти, чтобы сдать бутылку на переработку.

Хочу также обратить внимание на то, что сегодня должен действовать поэтапный запрет на производство упаковки, которая очень сложно перерабатывается. Среди механизмов могут быть как установление требований к экологичности упаковки товаров (использование биоразлагаемых материалов при ее изготовлении либо использование вторичных материалов в качестве сырья), так и постепенный запрет на производство и импорт отдельной продукции, такой как пластиковые пакеты, пластиковая одноразовая посуда и пр. Но, если производитель все же продолжит работать с пластиком, то тогда он должен будет взять на себя обязанность за его переработку. Если оператору ТКО будет выгодна система фандоматов, и он ее внедряет — отлично, можно только приветствовать.

— При использовании схемы с двумя контейнерами не решается вопрос с более опасными отходами — такими как использованные батарейки или лампочки. Что делать с ними?

— В законодательстве схемы по обращению с опасными отходами, которые образуются в быту (градусники, лампы, батарейки), прописаны четко. Есть ответственные, но нет главного — источников финансирования. Отсюда полная неопределенность.

Как все это работает: сами контейнеры для сбора особо опасных отходов, которые образуются в быту, должна устанавливать управляющая компания. Доставкой содержимого контейнеров до мест перегрузок занимается региональный оператор. С точек перегрузок контейнеры забираются федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности и везутся переработчику. Все за что-то отвечают. А дальше всплывает вопрос денег. Управляющие компании и региональный оператор говорят, что у них нет финансирования и все это можно осуществлять за счет населения. ОНФ категорически против. Население не должно нести дополнительные расходы.

Так откуда можно взять финансирование? Расширенная ответственность производителя и экологический сбор. Это позволит построить инфраструктуру для обращения с особо опасными отходами, которые образуются в быту, и не позволить возложить эту денежную ношу на наших граждан.

— Когда, на ваш взгляд, людей в России действительно можно будет призывать к раздельному сбору? Когда наступит время массовой информации и мотивирующих мероприятий по все стране? Или обкатка и внедрение технологии будет постепенной — от региона к региону?

— Призывать людей можно уже сейчас, а вот требовать от них раздельного сбора отходов только тогда, когда будет создана вся необходимая инфраструктура.

Контейнерные площадки должны быть в надлежащем состоянии, огороженные, заасфальтированные, с навесом. Для людей нужно сделать удобные подходы к площадкам, разместить график вывоза мусора и баннеры с инфографикой, где доступным языком будет рассказано для чего нужен тот или иной контейнер.

Также должна быть разработана удобная система для обращений граждан в случае проблем, некая жалобная книга. Все заявки будут видны операторам, надзорным органам и людям, которые занимаются темой обращения с отходами в России.

Еще хорошо было бы ввести пониженные тарифы для тех, кто начал сортировать мусор. А для нерадивых компаний и граждан предусмотреть в КоАП соответствующие штрафы. Но все это — только после создания необходимой инфраструктуры.

Тогда у людей будет возникать меньше вопросов. Их не нужно будет дополнительно стимулировать к раздельному сбору отходов, они начнут это делать сами.

— Руслан Харисович, вы тоже так считаете?

Руслан Губайдуллин: Право внедрить РСО есть у всех руководителей субъектов. Но необходимо понимать, что раздельный сбор — это одно звено всей системы обращения с отходами. Его невозможно запустить, исходя исключительно из желания властей или жителей.

Во-первых, это серьезные расходы, которые лягут на регоператора как на компанию, отвечающую за все движение мусора на отдельно взятой территтории. Нужно приобрести контейнеры, дополнительные мусоровозы, чтобы забирать разные виды отходов, увеличить количество рейсов.

Во-вторых, возникают сложности с реализацией. Далеко не всегда по соседству с зоной деятельности регоператора есть перерабатывающее предприятие. А везти груз за сотни километров невыгодно с точки зрения экономики. Так что распространенное представление о доходах регоператоров, которые они могут получить от продажи отдельно собранных отходов, сильно преувеличено.

В-третьих, у людей не хватает навыков и знаний о том, как правильно сортировать отходы. Хотя, казалось бы, всё просто — в баки для пластика нужно складировать только пластик. Но зачастую там можно найти органику и прочие отходы. Всего лишь один пакет может испортить всё содержимое контейнера. Следовательно, такое сырье уже никто не купит.

Сегодня есть немало регионов, где РСО существует в формате эксперимента. Там регоператоры приобретают и устанавливают дополнительные контейнеры для сбора, например, картона или пластика. Вывозят эти фракции отдельными мусоровозами, чтобы сырье оставалось чистым, не смешанным, например, с органикой. А затем передают переработчикам.

Что касается разъяснительной работы, то она уже идет практически повсеместно. Безусловно, она заметнее там, где РСО уже внедряется, но просветительские программы для детей и подростков, уроки, посвященные принципам самостоятельной сортировки, организации места по сбору отходов дома, есть практически везде. И это правильный подход — начинать с детей. Они станут, по сути, первым поколением, которые впитают и будут применять на практике принципы и нормы экологичного поведения.

— Руслан Харисович, к вам вопрос еще по зарубежному опыту сбора мусора. Как в других странах решается вопрос со стимулированием граждан к разделению отходов? Есть какая-то пропаганда этого? В чем кнут и пряник?

— Когда говорим о мировом опыте раздельного сбора отходов, то в первую очередь вспоминаем Германию. Первый закон, регулирующий сферу обращения отходов, был принят еще в 1970 году. Полвека назад! И за это время там сложились, пожалуй, самые строгие требования к отрасли в Евросоюзе. Когда мы с коллегами были там, тоже спрашивали, как удалось выстроить четкую систему раздельного сбора. Ведь у каждого дома стоит несколько контейнеров. И жители выходят, законопослушно раскладывают картон, органику, стекло по бакам. Удивительная дисциплина, подумали мы. Но оказалось, что она выработалась не сразу. Помогла введенная система платы за мусор, стимулирующая раздельный сбор и штрафы, причем весьма серьезные.

По факту люди платят за вывоз только одного контейнера — со смешанными отходами. Чем реже туда складируют мусор, чем дольше он наполняется, тем плата меньше. И соседи следят друг за другом, чтобы ничего лишнего туда не попадало. Утилизацию органических отходов финансирует муниципалитет. А вот вывоз и переработку содержимого контейнера с макулатурой, алюминием, бумагой, картоном и другими отдельно собранными фракциями оплачивают так называемые дуальные системы — компании, которые аккумулируют платежи за расширенную ответственность производителей упаковки по всей стране. Эта стоимость заложена производителем в цену товара. Такой подход стимулирует жителей тщательно сортировать отходы.

Кроме того, это уже стало привычкой, заложенной с детства. Дети подражают родителям, им в детском саду и в школе объясняют, что такое экологичное поведение, экокультура. И это приносит свои плоды. Так что можно сказать, что раздельный сбор держится на трех китах: воспитании, финансовом стимулировании и ответственности, то есть штрафах.

— Евгений Алексеевич, а с вашей точки зрения, что самое важное в организации раздельного сбора мусора?

Евгений Русак: У меня есть статистика, собранная для европейского подразделения UNEP — программы охраны природы при ООН. И эта статистика показывает, что в принципе, по Москве и Московской области все выглядит очень неплохо. Эти цифры, конечно, пока очень предварительные, но главное, что они ежемесячно меняются в лучшую сторону. Люди действительно начинают все-таки отсортировывать свой мусор.

Конечно, даже промежуточные итоги сейчас подводить очень рано. Все наши данные пока говорят только об одном — очень хорошо, что программа началась. Теперь нужно, чтобы она не забуксовала, не встала. А зависит это уже не от Собянина и не от ООН, а от того, насколько осмысленно и дружно будем относиться к своему мусору мы с вами. Потому что природа останется и после коронавируса, и жить в этой природе предстоит как раз нам.

596

Оставить сообщение:

*#####* ######### ##* *## *#######* ######### ### ### ###***### ###****** ###* *### ##* *## ##* *## ##* *#### *### ###* ### *## ##* *## ##* *#### ###*### ###**## ###**#### ##* ***## *#####* ####*## *######## #######* *## ##### ####*## ********* *######* #######* *## ##### ####### ######### *### ###**** *## *#####* ##*#### ######### *##* ##* *## ###*### ##*#### *###* ##* ##* *## *### ###* ##**### ********* *### ###****** ###*### ###* *### ##* ### ######### ###* ######### *#####* ### ### ##* *## ######### *## ######### *###* ##* *##
НАШИ ПАРТНЕРЫ
ЧИТАЙ СВЕЖИЙ НОМЕР
АРХИВ ВЫПУСКОВ
Рекламный баннер 300x250px 300na250
МЫ В СОЦСЕТЯХ
Рекламный баннер 300x600px 300na600